Белорусский танец
Циклы творчества
Хороводный фольклор
Портрет нации
Структура музыки
Моменты игры
Ассимиляция хореографии
Ритмический пульс
Популярные городские
Сольные импровизации
Народный характер
Региональные особенности
Сценическая интерпретация
Методика разучивания
1. Основные движения и ходы
2. Простой шаг с ударом стопой
3. Переменный шаг
4. Приставной шаг
5. Шаг с ударом стопой
6. Галоп
7. Скользящий шаг
8. Дробный шаг
9. Мелкий бег
10. Бег с отбрасыванием ноги
11. Шаг польки
12. Дробная полька
13. Полька-трасуха
14. Двойной притоп
15. Тройной притоп
16. Припадани
17. Па де баск
18. Па де баск вперед
19. Мячик
20. Присяды
21. Шаг с подскоком
22. Подскоки в повороте
23. Вращение полькой
24. Лявониха ход
25. Юрочка ход
26. Крыжачок ход


Структура музыки

Характеризуя манеру, настроения, чувства народных танцоров, необходимо заметить, что их очень трудно, почти невозможно сколь-нибудь точно и полно передать словами. Одно из свойств хореографического фольклора заключается в том, что он не рассчитан на повторное воспроизведение, а рождается и умирает тут же, в момент исполнения. То, что создатели и исполнители его не профессиональные артисты; что зрители являются одновременно участниками, а участники — зрителями; что чувства непосредственно определяют действия танцоров, а действия в свою очередь разжигают новые эмоции,— все это создает особую атмосферу, ту уникальную «фольклорную ауру», которую можно увидеть, услышать, почувствовать только самолично.

По хореографической структуре белорусские танцы можно разделить на несколько групп. К первой, наиболее значительной как в художественном, так и в количественном отношении, относятся наиболее древние, традиционные белорусские танцы. Это известные многим «Лявониха», «Мяцелица», «Кочан», «Бычок», «Толкачыки», «Кр ыжачок», «Гневаш», «Коло», «Микита», «Чоботы», «Ленок», «Воробей», «Шевцы», «Коза», «Юрочка» и многие другие; а также найденные за последние годы в экспедициях сотрудниками Отраслевой научно-исследовательской лаборатории танцевального творчества Минскрго института культуры ранее мало известные или неизвестные вовсе «Петушок», «Молоточки», «Солнце», «Медведь», «Околушка», «Простяк», «Крынка», «Пчелка», «Комарики», «Дождик», «Рындя», «Карузель», «Кобылка», «На рушник», «На цимбалы», «Жыта», «Мельница», «Дударик», «Толокно», «Боб молотить», «Ступка», «Конопельки», «Солома», «Чумак» и многие другие.

Для структуры их характерны прежде всего повторяемость двух-трех танцевальных фигур, общий для всех участников композиционный рисунок, массовое исполнение, часто с песенным сопровождением, неограниченное количество участников и любой состав (хотя в быту эти танцы нередко танцевали и танцуют преимущественно женщины). Щ

Музыкальную структуру традиционных танцев отличает прежде всего размер 2/4, хотя встречаются и другие размеры, квадратность построения мелодии. Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же ладово-интонационную основу, что и хороводная песня, ибо является как бы переводом вокальной мелодии на язык инструментов, сопровождающих танец. Это еще раз подтверждает самую тесную генетическую --связь танцевального жанра с хороводным, да и короткие песни, которыми сопровождается часто исполнение танцев в быту,— это в большинстве случаев укороченные, так сказать, «остаточные» тексты хороводных песен.

Инструментальное сопровождение танцев менялось со временем. В старину особенным почетом и уважением пользовались дудари. «Без дуды, без дуды ходят ножки не туды,— пели белорусы,— а как дуду почуют — сами ноги танцуют». Наряду с дудой танцам аккомпанировали скрипка, цимбалы, которые часто изготавливали сами деревенские музыканты, и бубен, способный творить чудеса в руках настоящего мастера. Скрипка, бубен и цимбалы (в XIX веке), позднее две скрипки и виолончель (по-белорусски «басэтля») составляли своеобразный национальный оркестр, так называемую «троистую музыку». Во второй половине XIX века в Белоруссии появилась гармонь, которая быстро стала соперничать и со скрипкой и с цимбалами. Сегодня гармонь, баян, аккордеон, а на свадьбах иногда и современные вокально-инструментальные ансамбли почти совершенно вытеснили другие музыкальные инструменты из быта народа.






Полька-Янка
Фигуры танца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Движения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37



***